Отбор персонала

После изучения представленных кандидатами анкетных данных м принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный момент для кадровых служб - период отбора персонала, включающий несколько последовательных ступеней.

Ступень1

Оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных.

Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке личный листок по учету кадров (резюме), автобиографию и заполняют анкету. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны содержать информацию, более всего влияющую на производительность и качество будущей работы претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа при ответе на вопрос. Анкета должна быть адаптирована для каждого рабочего места, должности. Примерная анкета кандидата представлена в приложении

Ступень2.

Анализ рекомендаций и послужного списка.

Тщательно изучается и анализируется послужной список каждого претендента и подготавливаются вопросы для собеседования. Эта работа проводится как отделом кадров так и руководством отдела, производства, участка, где планируется трудовая деятельность претендентов.

Ступень3.

Собеседование.

Для одних видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров, для других - к руководителю будущей работы. По результатам собеседования отбираются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям.

Цель собеседования - сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Обмен информации при этом обычно происходит в форме вопрос - ответ. Собеседование обычно проводится представителем службы управления персоналом фирмы и представителем управления, отдела, участка, Службы на которую подбирается работник.

При проведении собеседования следует придерживаться таких социально-психологических требований:

- иметь заранее подготовленный план беседы;

- в самом начале беседы постараться снять возможное напряжение кандидата, стиль беседы должен быть доброжелательным, ободряющим;

- дать возможность кандидату высказаться (желательно чтобы кандидат говорил больше чем проводящий беседу), стараться не отклонять тему беседы от основного направления;

- быть объективным, стараться не принимать во внимание первое впечатление о кандидате (оно может быть ошибочно), делать заключение только после окончания собеседования.

Во время собеседования следует обратить внимание на внешний вид кандидата (стиль одежды, умение держаться, осанка), культуру поведения (жестикуляция, мимика, жесты), культуру речи ( умение формировать и формулировать мысли), умение слушать, общую стратегию поведения при собеседовании (активность и заинтересованность; зависимость от собеседника и неуверенность в себе; независимость и доминирование).

Ступень4.

Освидетельство профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность- соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места, должностным обязанностям. Обоснованному профессиональному отбору должна предшествовать:

1. Профессиографические исследования.

Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии.

Профессиографические исследования для водителей транспортного цеха представлены в таблице 8.

Таблица 8. Профессиографические исследования, проведенные непосредственно для водителей транспортного цеха.

работы

условия

содержание

опасность

Вождение машины

Знание правил дорожного движения, навыки вождения

Выносливость, внимательность, здоровая реакция, правильный анализ цвета, ориентир на местности

Дорожно- транспортные происшедствия, пожаро-и взрывоопасность

Ремонт машины

Знание технических характеристик машины, навыки ремонта

Внимательность, умение найти причину неполадки и средства ее устранения

Пожаро- и взрывоопасность, опасность повреждения частей тела из-за неправильного течения ремонта

Погрузочно-разгрузочные работы

Знание правил погрузочно-разгрузочных работ на кранах, погрузчиках…

Внимательность, здоровая реакция, правильный анализ цвета, ориентир

Повреждение частей тела из-за неправильного течения работ

Перейти на страницу: 1 2