Адаптация персонала

Стимулирование выполнения производственных заданий в адаптационный период выполняет две основные задачи: способствует получению адаптантом информации о результатах его деятельности и формированию у адаптанта чувства уверенности в своих силах, снятию напряжения.

Социально-организационная адаптация.

Социально-организационная адаптация включает в себя следующие аспекты: административно-правовой, социально - экономический, управленческий, реакционно-творческий.

Административно-правовой аспект связан с овладением знаниями о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия. С первого дня на предприятии работнику приходится взаимодействовать с различными службами и организациями. У каждого из этих органов свои методы работы. Каждый из них может оказать существенное позитивное влияние на формирование отношения работника к предприятию, его руководству, коллективу. Важнейшее условие такого влияния - доступность к нему адаптанта, разъяснение целей и задач органа или организации, внимательное отношение к нуждам адаптанта.

Социально-экономический аспект адаптации связан с овладением адаптантом сферами социальной и экономической активности. Сюда можно отнести экономические стимулы, нормы и расценки. Этот аспект показывает экономическое положение и те отношения с предприятием, на которые может рассчитывать работник при честной и качественной работе.

Управленческий аспект связан со становлением работника как субъекта управления. Замедлить развитие активности в управлении могут некоторые установки личности, такие , как установка на невмешательство, установка на самого себя как человека маленького, некомпетентного в управлении, как на человека нового в коллективе , а следовательно, не имеющего морального основания для оказания активного влияния на его дела и т.д. .

Реакционно-творческий аспект связан с адаптацией к сфере жизни коллектива, его бытом и отдыхом. Определяющее значение в осуществлении этого аспекта имеет первичный коллектив, в котором работает адаптант. Именно на примере жизни и деятельности первичного коллектива у него формируется представление о том, по какому пути идет сплоченность коллектива.

Социально-психологическая адаптация.

Этот вид адаптации связан с вхождением работника в первичный коллектив. В условиях этого коллектива протекает деятельность человека, через него осуществляются отношения с другими коллективами, в нем он формируется как субъект деятельности и управления. Адаптация к первичному коллективу значительно сложнее, длится дольше, чем профессиональная или социально-организационная адаптация. Связано это с тем, что на социально-психологическую адаптацию наиболее сильное влияние оказывает индивидуальность личности, следовательно, сугубо личные привычки и умение строить свое поведение. Трудность социально-экономической адаптации связана с другими факторами. Как уже отмечалось, первичный коллектив - это среда, непосредственно окружающая человека: среда труда, общения, быта. По значимости и своим функциям она напоминает семью. Как правило семейные отношения складываются в течении длительного времени. Социально - психологически адаптированный работник – это работник, устойчиво закрепленный в коллективе. Именно социально-психологическая дезадаптация лежит в основе явления текучести молодых рабочих, а также лиц, склонных к поспешному решению по поводу перемены работы. Таким образом, социально-психологическая адаптация занимает важное место среди факторов, влияющих на устойчивость трудового коллектива.

Морально-психологический климат определяет настроение коллектива и, следовательно, отношение к адаптанту. Настроение определяет форму, в которой происходит воздействие на личность. В первое время пребывания адаптанта в коллективе от формы взаимоотношений зависит многое. В первичном коллективе, который характеризуется неблагоприятным морально-психологическим климатом адаптант будет испытывать, прежде всего, эмоциональный дискомфорт, при отсутствии взаимопомощи – затруднения в выработке умений коллективного труда, при разобщенности целей деятельности - в формировании ценностных ориентаций, связанных с представлением о месте коллектива в реализации личных планов и т.п

В регулировании социально-психологической адаптации, особенно в сложных случаях, позитивную роль играет наставничество. Наставник играет роль связующего звена между адаптантом и коллективом.[ 2 ]

Время на адаптацию персонала, когда идет работа с психологом, меньше, чем период самостоятельной адаптации .

Перейти на страницу: 1 2 3 4