Общие характеристики системы

Основной характеристикой системы управления является ее назначение по классу управляемых объектов. Вместе с тем существует ряд параметров, характеризующих свойства системы в целом. К ним относятся: время реакции на входной сигнал, пропускная способность, коэффициент готовности, локализованность, количество пользователей и их удаленность, средства доступа и общения с пользователями и др. Все эти параметры определяются или задаются при проектировании системы на макроуровне.

Время реакции определяется от момента поступления входного сигнала до появления соответствующего выходного результата. Эта характеристика особенно важна для систем, работающих в реальном масштабе времени. Следует оговориться, что фактически все без исключения системы управления работают в реальном масштабе времени: управляющие воздействия выдаются с таким расчетом, чтобы они могли быть своевременно реализованы. Это относится ко всем системам управления, включая системы перспективного планирования: ясно, что план должен быть сформирован и выдан до начала планируемого периода, а не позже. Однако время выдачи плана не очень критично, минуты, часы и даже дни ничего не решают. Поэтому принято считать, что режимом реального времени является такой, когда для обеспечения необходимой с точки зрения технологического процесса скорости реакции системы управления требуется принимать специальные меры, а задержка выдачи результатов приводит к снижению скорости и сбоям управляемого процесса.

Требования к скорости реализации могут быть различными для единичного входного сигнала и поступающей одновременно пачке сигналов. В большинстве случаев должны быть предусмотрены два режима – ускоренный для обработки единичных сигналов и обычный для пачки. Кроме того, возможны случаи, когда сигналы поступают по одному в случайные моменты времени, но имеют различный приоритет в отношении скорости обработки. Наличие таких или подобных им режимов должно быть выявлено на предпроектной стадии и учтено при проектировании.

Пропускная способность определяется по количеству сигналов, которые могут быть обработаны в единицу времени. При случайном характере поступления сигналов пропускная способность определяет наличие и длину очередей. В системах массового обслуживания, когда число пользователей велико, а время ожидания ими обслуживания критично (при длительном ожидании пользователи зачастую покидают систему необслуженными), систему рассчитывают на максимальную, пиковую нагрузку. Такие пики кратковременны, поэтому в остальное время система недогружена. В подобных случаях рассматривают возможность загрузки системы задачами, не требующими быстрой реакции, допускающими задержку получения результатов. Такие задачи часто называют фоновыми, они как бы образуют фон, на котором происходит решение задач, требующих быстрого решения, с переменной интенсивностью. Если сигналы поступают в систему с переменной интенсивностью, но не требуют немедленной реакции, следует рассмотреть возможность их накопления в некоторой промежуточной емкости – буфере, где они хранятся в ожидании обслуживания.

Коэффициент готовности системы определяется как вероятность того, что она окажется работоспособной в произвольно выбранный момент времени в установившемся (стационарном) режиме эксплуатации. Иными словами, это доля или процент времени, в течение которого система фактически работоспособна в стационарном режиме, относительно общего времени, когда она должна быть работоспособна. Подавляющее большинство нарушений работоспособности в АСУ связано со сбоями или выходом из строя различных элементов технических средств; в меньшей степени, но заметно, сказываются недостатки в программном обеспечении.

Перейти на страницу: 1 2