Обоснование целесообразности проектирования структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Для обоснования целесообразности проектирования новой организационной структуры, необходимо дать понятие целесообразности.

Целесообразность - соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой — как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем.

Таким образом, в нашем случае целесообразность – это эффективность новой структуры управления Департамента.

Обоснование целесообразности необходимо провести по четырем разновидностям:

- экономическая;

- организационная;

- социальная;

- интегральная.

1. Экономическая целесообразность заключается в экономическом эффекте от внедрения новой структуры управления.

В нашем случае проектирование новой системы является экономически выгодным проектом по следующим параметрам:

- уменьшение количества отделов приводит соответственно к снижению численности работников, в связи с этим значительно снижаются затраты на заработную плату рабочим;

- сокращение ставок начальник управления во многих подразделениях Департамента также положительно сказывается на экономии средств на заработную плату работникам;

- устранение такого факта, как дублирование обязанностей также экономит средства Департамента на премиальный фонд заработной платы работников. При ранее действующей структуре управления из-за того, что несколько отделов могли выполнять одни и те же обязательства, руководство было вынуждено платить за одну и ту же работу сотрудникам разных подразделений, а соответственно больше в несколько раз.

Таким образом, делаем вывод, что с экономической точки зрения, проектирование новой структуры управления Департамента является эффективным.

2. Обычно экономические показатели указываются в натуральных (абсолютных или относительных) единицах. Однако экономичность новой структуры управления не может быть оценена только экономическими показателями, так как они не дают полной характеристики сравнительной эффективности вариантов, не отражают затрат общественного труда и не позволяют поэтому рассчитать общий эффект.

Организационная целесообразность создания гибкой структуры управления заключается в организации такого метода управления, при котором все поставленные задачи будут выполняться качественно и в наименьший срок. Проводится анализ рациональности проектных структур комплекса, устанавливаются преимущества и недостатки с позиций подготовки работников, сокращения длительности рабочего времени, повышение степени гибкости, уровня электронизации и интеграции и их соответствие друг другу.

В данной работе организационную целесообразность можно рассмотреть с разных позиций:

- положительная заключается в том, что при уменьшении количества отделов и уменьшении общего числа сотрудников улучшилось возможность непосредственного контакта каждого сотрудника с руководством подразделений, что эффективно сказывается на качестве выполнения определенных обязанностей сотрудников. Также данная структура способствует росту потенциала людей;

- отрицательная заключается в том, что из-за уменьшения количества общего числа сотрудников, увеличивается объем работы, приходящийся на одного работника конкретного подразделения.

Таким образом, положительная и отрицательная стороны организационной целесообразности компенсируют друг друга, и не представляется возможным конкретно определить обоснование по данному параметру эффективности проектирования новой структуры управления Департамента.

3. Социальная целесообразность определяется показателями социальной эффективности. Это показатели повышения уровня автоматизации и механизации труда, повышения интеллектуальности и содержания труда, изменения в профессиональном составе кадров, снижения заболеваемости и травматизма рабочих, повышения комфортабельности и эстетичности труда. Также к социальной целесообразности следует отнести взаимодействие данной структуры управления с внешними факторами.

В нашем случае проект является социально значимым, так как при проектировании новой структуры управления, упрощается связь общественного населения с Департаментом. Любой житель Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, при возникновении у него определенного вопроса, связанного с образованием, может легко сориентироваться в какой именно отдел Департамента ему следует обратиться при определенной проблеме.

Перейти на страницу: 1 2 3