Внешняя среда организации: конкуренты, поставщики, потребители

Факторный подход в теории управления предполагает определение факторов среды прямого и косвенного воздействия. К факторам в среде прямого воздействия можно предположительно отнести дошкольные учреждения, средние школы, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения управления образования, законодательные органы. Среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. К таким факторам можно отнести уровень образованности населения, образовательный потенциал родителей и их образовательные ожидания, социокультурные факторы, отношения с внешкольными общественными организациями. В педагогике под социально-педагогическими условия функционирования школы как педагогической системы понимают «устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие»[3]. Их принято подразделять на две основные группы: общие и специфические.

К общим условиям относят: социальные, экономические, культурные, национальные, географические.

К специфическим – особенности социально-демографического состава учащихся, местонахождение школы, материальные возможности школы.

SWOT-анализ внешней среды школы – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

При формулировании стратегии направления, бизнес-единицы, компании, корпорации, концерна необходимо четко представлять возможности и угрозы, включая возможности и угрозы на каждом из рынков - если их несколько. Необходимо уменьшить влияние слабостей. При анализе сильных и слабых сторон обязательно следует обратить внимание на сложившуюся корпоративную культуру компании и политику Собственников. Она определяет ограничения и возможности при выборе направлений развития. При анализе рынка и угроз рекомендуется проводить детальный анализ ключевых конкурентов. Это поможет лучше понять сильные стороны компании и продумать возможные действия конкурентов при выборе новой стратегии или создании нового бизнеса.

Перед SWOT анализом рекомендуется проводить PEST анализ (анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов).

Все выше сказанное сведем в таблицы 3, 4, 5.

Таблица 3.

PEST-анализ внешней среды школы

Политика

P

Экономика

E

Выборы Президента РФ

Выборы Государственной Думы РФ

Изменение законодательства РФ в области образования

Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности

Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)

Уровень инфляции

Инвестиционная политика

Платежеспособный спрос населения

Социум

S

Технология

T

Изменения в уровне и стиле жизни

Здоровый образ жизни

Экологический фактор

Демографические изменения

Нехватка квалифицированных кадров

Отношение к образованию

Государственная технологическая политика

Развитие Интернета

Значимые тенденции в области НИОКР

Перейти на страницу: 1 2