Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE

Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы

Конкурентное преимущество фирмы характеризуется следующими показателями:

Доля рынка

- это относительная доля рынка, измеряющаяся отношением объема продаж за некоторый период к объему продаж ведущего конкурента.

Качество продукта

- относительная экспертная оценка качества продукта данного предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.

Стадия жизненного цикла продукта

понятие, широко используемое в стратегическом планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию введения (называемую также зарождения), стадию роста, стадию зрелости и стадию упадка (старения).Стадия введения продукта на рынок характеризуется прежде всего распространением среди потенциальных потребителей осведомленности о существовании нового продукта. На этом этапе дифференциации продукта мала, спрос неэластичен по цене, экономия на масштабах производства незначительна, отношение постоянных затрат на производство продукта к переменным как правило относительно мало.Стадия роста характеризуется быстрым ростом объемов продаж, растет дифференциация продуктов конкурентов, растет экономия на масштабах производства и отношение постоянных затрат к переменным, спрос становится все более эластичным по цене.

Стадия зрелости - это высокая степенью дифференциации продукта, выраженная сегментацией рынка, значительная экономией на масштабах производства, высокие значения отношения постоянных затрат к переменным и эластичность спроса по цене.

Стадия упадка характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой эластичностью спроса по цене, уменьшающимся отношением постоянных затрат к переменным при сохранении значительной экономии на масштабах производства.

В методике SPACE жизненный цикл продукта аналогично другим показателям оценивается по шкале 0-6, что дает возможным более тонко оценивать положение в рассматриваемом измерении.

Цикл замены продукта

- характеристика степени определенности срока жизни продукта (длительности его жизненного цикла).

Лояльность покупателей

характеризуется степенью верности клиентов торговой марке. Такая верность может быть достигаема за счет разных способов и речь идет в данном случае о конечном результате.

Технологическое ноу-хау

характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта), находящейся в исключительном распоряжении данной компании.

Степень вертикальной интеграции

под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках одной фирмы звеньев одной и той же производственной цепи. Например, производитель мебели приобретает лесозаготовительный бизнес (обратная вертикальная интеграция), или мебельный магазин (прямая вертикальная интеграция).

Факторы привлекательности (силы) отрасли

Показатель

 

Оценка

 

1

Потенциал роста

Низкий

3

Высокий

2

Потенциал прибыли

Низкий

4

Высокий

3

Финансовая стабильность

Низкая

4

Высокая

4

Уровень технологии

Простая

4

Сложная

5

Степень использования ресурсов

Неэффективная

4

Эффективная

6

Капиталоинтенсивность

Малое

2

Большое

7

Легкость вхождения на рынок

Легко

5

Сложно

8

Производительность, использование ресурсов

Низкая

2

Высокая

Сумма

 

28

Среднее

 

3,5

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5