Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»

Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

По данным табл. 2.10 видно, что на ОАО «Продсервис» имеет место активное движение рабочей силы. Наблюдается резкие колебания в динамике коэффициента текучести кадров. Так с 2005 года по 2007 год значение коэффициента возросло на 1. Однако значение коэффициента общего оборота в 2007 году по сравнению с предшествующими 2006 и 2005 годами значительно снизился (соответственно на 2,1 и 1). Уменьшение коэффициента связано с сокращением общего числа принятых и уволенных работников в 2007 году.

Следует обратить внимание на показатели постоянства кадров. В 2007 году доля работников, проработавших на ОАО «Продсервис» составила 62,8%.Таким образом можно говорить о непостоянстве кадрового состава ОАО «Продсервис», что отрицательно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и в конечном счете ведет к снижению производительности труда. Поэтому руководству предприятия, работникам кадровой службы необходимо установить причины текучести кадров.

Думается, что одной из причин является недостаточный рост средней заработной платы в условиях существующих темпов инфляции. Возможно наличие и иных причин, для установления которых надо изучить условия труда, провести анкетирование работников и т.д. Ясно одно – необходимо разработать мероприятия по снижению коэффициента текучести кадров в перспективе и довести его до оптимальной величины, т.к. закрепление кадров (в 2007 году в ОАО «Продсервис» доля работников, проработавших в обществе более года снизилась на 0,7 % и 2,5 % по сравнению с 2006 и 2005 годами), увеличение стажа работы положительно сказывается на квалификации и производственных навыках работников, что в конечном итоге ведет к росту производительности труда и улучшению других показателей хозяйственной деятельности ОАО «Продсервис».

Одним из важнейших условий выполнения плана розничного товарооборота, увеличения выработки на каждого работника трудового коллектива, а также рационального использования персонала является экономное и эффективное использование рабочего времени. От того, на сколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является составной частью аналитической работы ОАО «Продсервис».

Как видно по данным табл. 2.11 каждый член трудового коллектива в 2007 году отработал 250,9 рабочих дня по сравнению с 250,7 и 246,4 в 2006 и 2005 годах соответственно. В отчетном году наблюдается снижение внутрисменных потерь рабочего времени в расчете на одного работника на 0,036 ч. По сравнению с 2006 годом и на 0,042 по сравнению с 2005 годом соответственно, что способствовало увеличению рабочего времени с 2005 по 2007 год на 9,03 ч. (+0,036*250,9). Увеличение средней продолжительности рабочего дня отнюдь не говорит еще об улучшении использования рабочего времени. Увеличение средней продолжительности рабочего дня свидетельствует об увеличении среднего пребывания рабочих на работе и ничего не говорит об увеличении собственно говоря рабочего времени.

Таблица 2.11

Использование рабочего времени на ОАО «Продсервис»

Наименование показателя

Условные обозначения

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение 2007 года

от 2005 года

от 2006 года

Списочная численность рабочих

Ч

649

625

632

-17

+7

Время, отработанное всеми работниками, тыс. ч.

Т1

1231,6

1207,9

1227,9

-3,7

+20

В том числе сверхурочно отработанное время, ч

Тс

1379

1371

1510

+131

+139

Отработано тыс. чел.-дней всеми рабочими

Дн

159,901

156,708

158,568

-1,333

+1,86

Время, отработанное одним рабочим, ч.

Трч=Т1/Ч

1897,6

1932

1943

+45,4

+11

Количество дней, отработанных одним рабочим

Дрн=Дн/Ч

246,4

250,7

250,9

+4,5

+0,2

Непроизводительные затраты рабочего времени, ч

Тнз

345

338

211

-134

-127

Средняя продолжительность рабочего дня, ч.

Тсм=Т1/Дн

7,702

7,708

7,744

+0,042

+0,036

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9