Анализ рынка, конкурентов, конкурентных преимуществ фирмы

Рис. 2.5 – Инвестиции в обновление основных фондов отечественных машиностроительных предприятий уверенно растут .

Однако бум на внутреннем и мировом машиностроительном рынке очень слабо повлиял на рост портфеля заказов российских станкостроительных компаний. Небольшой рост по ряду сегментов произошел только в 2005 году. При этом ни по масштабам, ни по темпам он несопоставим с реальным спросом. Отсюда следует вывод: в каналах, по которым навстречу друг другу должны двигаться станки и деньги, за пятнадцать кризисных лет образовались прочные "пробки".

Эти проблемы с пропускной способностью можно с некоторой долей условности разделить на два подвида: внутриотраслевые проблемы станкостроения и проблемы машиностроительного комплекса в целом.

Затяжной кризис в станкостроении серьезно ослабил отрасль во всех отношениях. Отсутствие стабильных доходов не позволило большинству предприятий инвестировать во внедрение новых образцов продукции, подготовку кадров (см. рис. 2.7) и обновление собственных производственных фондов. Кроме того, низкая инвестиционная привлекательность станкостроительного бизнеса лишила отрасль стимулов к концентрации капитала, и сейчас отрасль по консолидации активов находится на крайне низком уровне. Как следствие, предложения большинства производителей сконцентрированы в секторе недорогого универсального оборудования, что обостряет конкуренцию между участниками рынка.

Рис. 2.6 – Однако физические объёмы производства продукции российского станкостроения падают

При этом структурной перестройки отрасли и компаний практически не произошло. В Советском Союзе станкостроительные предприятия создавались как почти самодостаточные единицы, с собственным литейным и металлообрабатывающим производствами, которые включали практически полный комплекс обработки широкого спектра деталей — от крупногабаритных заготовок до простых мелких деталей. В Европе, напротив, станкостроительный завод — это, как правило, небольшое предприятие, которое обладает собственной ключевой технологией производства, окончательной сборки, а большинство компонентов получает от партнеров по кооперации. Сохранение старой структуры, очевидно, приводит к огромным непроизводительным издержкам и с учетом морально и физически устаревшего оборудования резко снижает эффективность машиностроительных предприятий.

Рис. 2.7 – Численность работающих в станко-инструментальной промышленности снижается

Общий регресс станкоинструментальной промышленности имел особенно негативные последствия для производства комплектующих изделий, которое занимает в отрасли подчиненное положение. Отечественные производители комплектующих повсеместно были вынуждены свернуть производство или переориентироваться на выпуск продукции для более массовых потребителей, чем производители механообрабатывающего оборудования. В результате сегодня выпуск этого оборудования в основном обеспечивается за счет импорта и собственных мощностей непосредственных производителей оборудования. Наиболее наукоемкие комплектующие (системы управления, электроприводы, гидро- и пневмосистемы, измерительные системы, в которых сконцентрирована основная масса добавленной стоимости, определяющая конкурентоспособность конечного изделия) в основном поставляются из-за рубежа.

Не менее острое положение сложилось в инструментальном секторе отрасли. Инструментальное производство России почти полностью ориентировано на внутренний рынок. Доля экспорта составляет всего около 1,5%. Российские инструментальные предприятия тем не менее не обеспечивают полностью потребности машиностроения страны. Прежде всего это касается дорогостоящего современного инструмента для высокопроизводительных методов обработки. Например, производство сборного твердосплавного инструмента с 1990 года уменьшилось в физическом объеме в 8-10 раз, в связи с чем происходит активное замещение этого инструмента в промышленности импортными инструментами. Более 25% режущего инструмента из твердых сплавов и сверхтвердых материалов поступает из-за рубежа. Экспансия иностранных производителей на российский рынок наблюдается и в секторе дешевого традиционного инструмента из быстрорежущей стали и абразивных материалов. Более высокая производительность труда и низкие затраты на оплату труда по сравнению с российскими производителями позволяют фирмам из Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и стран СНГ выходить на российский рынок с конкурентоспособными ценами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4