Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента на примере ОАО Котласский ЦБК

· совершенствовать технологические процессы, используя новые ресурсосберегающие технологии;

· развивать взаимоотношения с поставщиками сырья, химикатов, материалов, услуг, потребителями продукции и другими заинтересованными сторонами;

· совершенствовать систему управления комбинатом;

· обучать персонал в соответствии с изменяющимися требованиями рынка;

· предотвращать возможные аварийные ситуации, обеспечивая готовность к их локализации, ликвидации и смягчению последствий;

· осуществлять эффективный контроль условий труда на рабочих местах. Для каждой из установленных целей был разработан ряд показателей, которые позволяли определять количественно выраженные экологические задачи на заранее определённый планируемый период деятельности, а также обоснованно оценивать достигнутые результаты. Оценка выполнения целей и задач в области экологической безопасности осуществляется в соответствии с разработанной внутренней «Методикой измерения целей и задач СМ», в соответствии с которой все цели подразделяются на три группы: «мониторинг», «менеджмент», «улучшение».

В группу «мониторинг» включаются цели, направленные на потенциальное улучшение значимых аспектов деятельности комбината при ограничении финансовых, технологических и других ресурсов (то есть выбранные действия на данный период не выполнимы). Такие цели направлены на исследование конкретных проблем. В группу «менеджмент» включают цели, по которым уже осуществляется успешное управление и повышение эффективности в настоящее время невозможно. Такие цели гарантируют, что все средства, касающиеся данных аспектов деятельности, систематически применяются. В группу «улучшение» включают цели, направленные на улучшение управления определёнными аспектами деятельности. Такие цели необходимы для демонстрации непрерывного улучшения.

В соответствии с данной методикой экологическая цель считается к запланированному сроку:

· выполненной полностью (применительно к группе целей «улучшение»), если

· все относящиеся к данной цели задачи выполнены полностью;

· выполненной на х% (применительно к группе целей «улучшение»), если хотя бы одна из задач, относящихся к цели, не выполнена;

· выполняющейся (применительно к целям групп «менеджмент» и «мониторинг»), если в течение запланированного срока её достижения все относящиеся к ней задачи выполняются.

В ходе исследования было установлено, что выполнение взятых на себя обязательств, представленных в «Политике» комбината, осуществляется руководством при текущей производственной деятельности выполнением различных программ и мероприятий.

Анализ «Политики выполнения целей и задач в области качества, экологии, промышленной безопасности и охраны труда» осуществляется ежегодно в рамках проведения анализа системы менеджмента (СМ) со стороны руководства. Анализ удовлетворённости потребителей проводится на основе анализа опросов и посещений предприятий — переработчиков продукции комбината, организации встреч с российскими потребителями. Анализ требований (ожиданий) потребителей проводится при анализе контрактов.

Обеспечение запланированных мероприятий ресурсами осуществляется через действия, представленные в целевых программах по годам. Их выполнение обуславливает степень внедрения и выполнения самих целевых программ. Так в 2004 г. из запланированных мероприятий были выполнены полностью 62,7 %, выполнены частично 18,6%, находились на стадии выполнения 8,5 %, срок выполнения был перенесен у 5,1% и не выполнены 5,1% мероприятий. Из запланированных в 2005 г. мероприятий были выполнены полностью 90,5%. Сроки выполнения по оставшимся мероприятиям были перенесены. В результате степень выполнения практически всех целевых программ 2004 г. оказалась ниже степени выполнения целевых программ 2005 г. (табл. 1).

В свою очередь степень выполнения целевых программ среди прочих критериев характеризует не только эффективность реализации экологической политики и программ организации, но и является показателем эффективности управления комбинатом.

Таблица 1. Выполнение целевых программ в ОАО «КЦБК».

Наименование целевой программы

Степень выполнения программы, %

 

2004 г.

2005 г.

1. Экономия энергоресурсов

81,8

100

2. Снижение внеплановых простоев оборудования

85,7

100

3. Снижение себестоимости продукции

75,0

100

4. Улучшение качества продукции

100

100

5. Природоохранная программа

96,8

100

6. По охране труда

-

100

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7