Возможные противоречия, связанные с системой оценки эффективности

Реализация идеи измерения результатов деятельности госучреждения далеко не проста. В табл. 1 приведены условия, при которых определение качества работы сравнительно не сложно (первый столбец), и когда определение качества работы затруднительно (второй столбец). Понятно, что в условиях муниципальных образований условия второго столбца встречаются гораздо чаще. Однако и в этих случаях необходимо искать пути решения задач оценки деятельности муниципальных образований.

Таблица 1. Дифференциация условий определения результативности работы

Условия, облегчающие определение качества работы производственного объекта управления

Условия, затрудняющие определение качества работы государственного объекта управления

Организация производит продукт

У организации есть обязательства и ценностные ориентиры

Продукт простой

Продукт сложный

Организация ориентирована на продукт

Организация ориентирована на процесс

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

Продукт производится независимо от других продуктов

Продукты взаимозависимы

Причинно-следственные связи известны

Причинно-следственные связи неизвестны

Качество измеримо при помощи индикаторов

Качество неизмеримо при помощи индикаторов

Единообразный продукт

Многообразный продукт

Стабильная внешняя среда

Динамичная внешняя среда

Рассмотрим условия, затрудняющие определение результативности работы государственного объекта управления (условия второго столбца) с анализом ситуаций, вызываемых этими условиями.

Обязательства и ценностные установки, а не продукты.

Власти не производят продукты, а выполняют обязательства — обеспечивают жизнеспособность и безопасность общества, несут ответственность за решение сложных, не имеющих однозначного решения проблем. На свободу деятельности властей влияют конституционные свободы (так, эффективность и результативность деятельности прокуратуры ограничена правом подозреваемого на правовую защиту).

Все это осложняет возможность оценки результативности деятельности организации. Система оценки эффективности побуждает к постоянному улучшению качества результатов работы. Для некоторых задач это равно укреплению законности, и тогда никаких возражений против введения процедуры оценки эффективности быть не может. При выполнении других задач может возникать конфликт между эффективностью, с одной стороны, и законностью, с другой. В этом случае внедрение оценки эффективности может столкнуться с проблемами.

Поэтому трудно оценить результативность работы властных структур.

Сложные, комплексные продукты.

Продукты как результаты деятельности организации не всегда поддаются однозначной оценке, если соответствуют разным — нередко конфликтующим между собой ценностным установкам. Наличие системы оценки эффективности сопряжено с риском того, что власти пренебрегут отдельными ценностными установками, и, поскольку оценка эффективности "работает" только с четко определенными и измеримыми целями и показателями, полученная картина эффективности деятельности организации не будет целостной.

Ориентация на процесс, а не на продукт.

Ряд государственных организаций являются в значительной степени процессно-ориентированными. Так, организации, работающие в среде, где действуют несколько участников, обязаны уделять внимание консультациям и переговорам с ними. Конечный результат переговоров может быть трудно предсказуемым, хороший процесс может привести к неутешительным результатам. Нечто подобное наблюдается и в научно-исследовательских учреждениях, где результаты инновационного исследования иногда с трудом поддаются прогнозированию. Хорошо продуманный и тщательно проведенный научный эксперимент может разочаровать либо скромными результатами, либо полным их отсутствием. Когда в организации доминируют процессы, оценка эффективности ее деятельности является проблемной.

Перейти на страницу: 1 2