Компенсация недостатков системы оценки эффективности

Второе правило, которое необходимо соблюдать, гласит: полученную оценку эффективности нельзя использовать вне контекста. Такой контекст может быть создан посредством учета не только непосредственных (элементных) результатов деятельности госучреждений, но и итоговых, проведения не только количественного анализа результатов, но и качественного, учитывающего сложность работ.

В рамках оценки непосредственного результата рассматриваются продукты, поддающиеся измерению, — например, количество бесед, проведенных с заключенными.

Непосредственный результат имеет ценность только в том случае, если соотносится с предполагаемым итогновым результатом, нередко оттянутым во времени (в приведенном примере итоговым результатом бесед с заключенным может быть отсутствие повторных нарушений закона впоследствии). Определение итогового результата часто требует дополнительных исследований (к примеру, проведения публичных фокус-групп). Данные о непосредственных результатах работы организации вкупе с представлением итоговых результатов позволяют получить более полную картину об эффективности ее деятельности. Однако в ряде случаев более полная картина является менее однозначной; часто сложно определить наличие связи между непосредственным и итоговым результатом деятельности организации.

Система оценки эффективности несостоятельна без использования качественных методов анализа. Это относится, прежде всего, к результатам деятельности, которые нельзя выразить в количественных показателях. Качественный анализ важен и для результатов, которые можно отразить при помощи индикаторов, т.к. в дополнение к индикаторам необходимо представлять содержательный анализ полученных результатов.

В западной литературе часто отмечается, что система оценки эффективности деятельности способна выступить в качестве "спускового крючка". Иначе говоря, этот механизм можно сравнить не столько с датчиком, позволяющим считывать данные о результатах, сколько с механизмом, побуждающим к дальнейшему изучению. Основная идея состоит в том, чтобы каждый, кто имеет дело с системой оценки эффективности, мог использовать ее для формирования первоначального представления о деятельности организации, а также для определения видов деятельности, для оценки которых требуется применение качественных методов анализа.

Однако, к сожалению, на практике возникает большое искушение использовать ее только как "датчик".

Система оценки эффективности облегчает принятие решений, но не подсказывает, какое из них нужно выбрать

Система оценки эффективности деятельности организации, таким образом, — важный источник информации о ней. Организация может сделать выводы об эффективности собственной деятельности на основе качественного анализа данных о непосредственных и итоговых результатах работы. В случае если количественные показатели непосредственных (элементных) результатов, количественные показатели итоговых (интегральных) результатов и качественные (учитывающие сложность) показатели представляют схожую картину, можно делать определенные выводы о результативности работы организации. Поводом для беспокойства должно стать несовпадение выводов, сделанных на основе этих трех групп показателей. В таком случае необходимо найти причину несогласованности данных о результатах работы.

Механизм оценки эффективности играет в управлении вспомогательную роль, но для формирования представлений о работе организации он необходим, как снятие пробы для повара, или примерка для портного. По ним можно подправлять ситуацию, к примеру, понемногу добавляя соли и перца в случае повара, но трудно сразу решить, сколько нужно добавлять.

Перейти на страницу: 1 2 3