Экономический анализ и перспективное планирование предприятия на примере Минпромэнерго РФ

Долгое время, примерно до конца 90-х годов, российские власти были заняты решением вопросов, касающихся скорее того, что досталось нам от прошлого, чем того, что ожидает страну в долгосрочной перспективе, полагая, что рыночная экономика сама решит, в конечном счете, все вопросы. Однако к 2003-2004 году, когда удалось достичь относительной макроэкономической стабильности, предельно очевидным стал тот факт, что без участия государства в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера отечественная промышленность не сможет выйти на необходимый уровень конкурентоспособности. Не сможет обеспечить свою конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке [14].

Потребовался переход от вынужденной ориентации на решение задач преимущественно текущего, узкоотраслевого характера, к стратегическому государственному управлению реальным сектором, отвечающему как рыночным условиям, так и условиям, диктуемым интеграцией России в мировое хозяйство.

Не сразу, но был найден эффективный инструментарий, позволяющий в рамках наших национальных интересов сочетать частную инициативу, частный бизнес с современными методами госрегулирования рынков.

Одним из основных инструментов новой промышленной политики стали стратегии и концепции развития основных промышленных комплексов и меры по их реализации. Стратегии рассчитаны на горизонт в 10-15 и более лет, в них определяются основные проблемы и ограничения отраслевого развития, цели и задачи по их достижению, формулируются меры и механизмы, указываются основные результаты их реализации. В настоящее время приняты и действуют Энергетическая стратегия на период до 2020 года, Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, Стратегия развития и реформирования судостроительной промышленности до 2030 года, одобрена Стратегия развития электронной промышленности до 2025 года, ведется разработка Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года и ряд других [14].

В апреле 2008 года на расширенной коллегии Минпромэнерго с участием первого вице-премьера С.Б. Иванова обсуждалась Стратегия развития транспортного машиностроения. Естественно, что реализовать в полной мере данные стратегии удастся только при совместных усилиях власти и бизнеса, а это, в свою очередь, зависит от достигнутой в ходе разработки степени согласованности соответствующих "образов будущего".

В ноябре 2006 года Правительство, заслушав доклад Минпромэнерго о металлургической промышленности, приняло решение разработать стратегию развития металлургической промышленности на период до 2015 года и доработать проект плана первоочередных мероприятий на 2007-2008 годы. В частности, предписано обратить особое внимание на стимулирование инвестиционной деятельности, создание условий для устранения инфраструктурных ограничений развития металлургии и совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов [14].

В настоящее время завершается доработка и согласование проекта стратегии и плана мероприятий, и до конца текущего квартала (июня 2008 года) они будут представлены в аппарат Правительства Российской Федерации. Разумеется, это только начало большой, многолетней работы всей отрасли.

Большое внимание в Стратегии уделено горно-обогатительной промышленности, поскольку, в силу специфики российской сырьевой базы, от развития первого передела в существенной степени зависит конкурентоспособность многих видов продукции и металлургического комплекса в целом.

Ряд действий в улучшении ситуации с добычей и обогащением сырья уже предприняты. В отношении проблемы инфраструктурных ограничений одним из путей решения служит использование механизма Инвестиционного фонда. Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрены два крупных инвестиционных проекта в металлургическом комплексе России. Первый инвестиционный проект − "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" − предусматривает как строительство ряда новых промышленных предприятий (в частности, алюминиевого завода), так и развитие и строительства новых инфраструктурных объектов (прежде всего достройки Богучанской ГЭС).

Перейти на страницу: 1 2 3 4