Психограмма

1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.

Особенности восприятия: Сочетание синтетического и аналитического типа.

Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).

Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).

Развитая наблюдательность.

2. Преобладающая часть рабочего времени организационного психолога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего, за восприятие речи) получения информации.

Темп деятельности выбирается самим специалистом в зависимости от его психологических особенностей. Однако следует отметить, что такое динамичное направление современной жизни как бизнес промедлений не терпит, и психологу в своей деятельности приходится иметь массу профессиональных контактов, перерабатывать большое количество информации.

3. Основной установкой для деятельности должна быть ориентация на качество и надежность. Организационный психолог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба человека (как работника) и организации.

4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.

5. Для организационного психолога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, менеджмента, права (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации. (кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения своему руководству.

При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.

6. В деятельности организационного психолога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности -организация в целом и человек в организации). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.

Мышление организационного психолога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

7. Ошибки в работе могут быть вызваны:

недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);

сниженной способностью к рефлексии;

отрицательной мотивацией;

стрессом (эмоциональным и информационным);

патологическим процессом.

8. Организационный психолог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, на него давят указания руководства и собственные этические представления. Поэтому организационный психолог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила "Я концепции".

9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Организационный психолог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

взаимодействовать с людьми разных социальных слоев/групп, профессий;

уметь взаимодействовать не только с отдельным человеком, но и с группой (коллективом), учитывая различные групповые процессы;

слушать и слышать;

войти в ситуацию общения и установить контакт;

выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы;

правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное).

Перейти на страницу: 1 2 3