Проблемы кадрового состава

Проводимые реформы в силу инерции не сразу да­дут положительные результаты, поскольку они рас­считаны на условия, при которых уже сформировался настоящий «собственник». Задача органов госгортех­надзора найти такие методы работы, которые позво­ляли бы при любых формах собственности обеспечи­вать необходимую безопасность на производстве, И в этой связи важным остается вопрос кадров, умение работать в новых (экономических и правовых) услови­ях. Здесь следует отметить, что округа и инспекции провели определенную работу по укомплектованию своего состава квалифицированными специалистами. Однако в целом укомплектованность кадрами снизи­лась с 95 до 92 %. Численность промышленно-произ­водственного персонала сократилась за истекший пе­риод на 160 чел т.е. продолжается отток кадров. Самая низкая укомплектованность персонала в Чукот­ской окружной горнотехнической инспекции, Нориль­ском, Северо-Восточном, Печорском, Якутском ок­ругах. Много вакансий в Уральском, Северо-Запад­ном, Нижне-Волжском и Ростовском округах.

Основная причина увольнения кадров — низкая за­работная плата. Правительством принимаются меры по повышению окладов работникам федеральных ор­ганов. И хотя положение с бюджетом остается тяже­лым, думается, что Указ Президента о повышении за­работной платы будет выполнен в этом году. Частично вопросы заработной платы должны решать и за счет внутренних резервов, причем так, чтобы не появля­лись проблемы с финансовыми органами. Здесь пря­мая вина центрального аппарата Госгортехнадзора России и в первую очередь его руководства.

Вопрос не только в зарплате, всем следует хоро­шо работать с кадрами и формировать резервы. Ни­чего не поделаешь, происходит старение кадрового состава. В некоторых округах лица пенсионного воз­раста составляют 20—40 %. Еще более высокий про­цент среди руководителей округов. Но средний воз­раст — не основной показатель. Хорошим инспекто­ром, а тем более руководителем инспекции, округа сразу не станешь после вузовской подготовки. Здесь нужен производственный опыт, высокий профессио­нализм, и поэтому должен настораживать не сам воз­раст руководителей, а та кадровая пустота, которую руководители иногда создают вокруг себя. Ну, а если такие руководители еще и не способствуют плодот­ворной, инициативной работе коллектива (а факты та­кие имеются), ответственность ложится на централь­ный аппарат.

Инспекторский состав за последние годы сменился на 30-50 %, но должного внимания повышению квали­фикации специалистов в ряде округов не уделяется. Понимая, что средств на централизованное обучение мало, надо использовать другие возможности. Основ­ная работа с кадрами должна быть нацелена на сред­нее звено — инспекторов и специалистов округов. Надо всячески способствовать решению вопроса о статусе инспектора, как государственного служащего.