Правовые аспекты надзорной деятельности

В новых (рыночных) хозяйственных отношениях на­ряду с техническими проблемами в надзорной деятель­ности все чаще возникают и проблемы правового ха­рактера. Актуальным стал вопрос законодательного и нормативного обеспечения надзорной деятельности, для чего требуется подготовить и принять ряд законов, ре­гулирующих безопасность производств в различных сферах экономики, а также и надзорную деятельность.[9]

Принят Федеральный закон «О промышленной без­опасности опасных производственных объектов». Он направлен на регулирование промышленной безопас­ности на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России. Основная цель закона — снижение вероятнос­ти возникновения аварий на опасных производственных объектах благодаря принятию мер по предупрежде­нию промышленных аварий. Требования промышлен­ной безопасности устанавливаются законом для всех стадий функционирования опасного производственно­го объекта, начиная с его проектирования и заканчи­вая выводом объекта из эксплуатации. Не менее важ­ны и такие требования закона, как проведение экспер­тизы промышленной безопасности, анализ причин аварий и их учет на промышленных объектах, допуск к работе на опасных производственных объектах лиц, имеющих соответствующую квалификацию.

Закон устанавливает обязанности и права должност­ных лиц федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, которые распространяются как на ра­ботников центрального аппарата, так и работников ок­ругов и инспекций. Для введения в действие Федераль­ного закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработан план его реа­лизации, готовится соответствующее распоряжение Правительства. Закон предусматривает принятие Пра­вительством ряда правовых документов. Госгортехнадзору России также предстоит разработать и утвердить ряд документов в порядке реализации этого закона. Чтобы закон начал действовать, нужна активная, целе­направленная работа, для чего следует уже сегодня определить ее направление для центрального аппарата Госгортехнадзора России, округов и инспекций.

Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» потребует также пере­смотра ряда нормативных актов (правил, инструкций, положений) Госгортехнадзора России, приведения нормативной базы в соответствие с действующим за­конодательством. По состоянию на 01,07.97 в систе­ме Госгортехнадзора России и на подконтрольных ему объектах действует более 295 нормативных докумен­тов, утвержденных Госгортехнадзором России и при­знанных в числе действующих, ранее утвержденных Госгортехнадзором СССР или Госпроматомнадзором СССР.

В первом полугодии 1997 г. Госгортехнадзором Рос­сии утверждено и зарегистрировано 11 нормативных документов, введено в действие 15, в том числе 7 пра­вил безопасности, 4 методических документа, 4 поло­жения и ряд изменений к правилам. В то же

время объем представляемых на утверждение нормативно-технических документов (НТД), предусмотренных пла­ном работы на 1997 г., не выполнен (представлено и утверждено 1 1 , что немногим больше половины доку­ментов).

Не обеспечили своевременное утверждение норма­тивов Управления по котлонадзору и надзору за подъ­емными сооружениями, по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю, отделы по над­зору в металлургической промышленности, за пред­приятиями по хранению и переработке зерна. Необхо­димо срочно принимать меры по исправлению такого положения с тем, чтобы программу 1997 г. выполнить в полном объеме. Заместителям начальника Госгор­технадзора России следует установить контроль за устранением отмеченных недостатков. К основным причинам необеспечения своевременного утвержде­ния НТД относятся: низкое качество проектов НТД, представляемых разработчиком заказчику, перебои с финансированием, затруднения при согласовании с ми­нистерствами и ведомствами, недостаточная активность и контроль за разработкой со стороны управлений и отделов Госгортехнадзора России.

Перейти на страницу: 1 2