Лицензионная деятельность Гостехнадзора России

В настоящее время в министерствах составляются планы на очередной год, в которых будет предусмот­рена статья и на финансирование науки. Отраслевым управлениям и отделам необходимо активнее сотруд­ничать с соответствующими подразделениями Миннауки, находить понимание и поддержку с их стороны. Надо работать с министерствами, крупными промыш­ленными компаниями по долевому финансированию нормотворческой деятельности.

Разрешительная деятельность, осуществляемая Гос­гортехнадзором России, — один из основных меха­низмов воздействия на предприятия, гармонично со­гласующийся с рыночными отношениями в экономике. И от эффективности его использования зависит и ре­зультативность контрольной деятельности Госгортех­надзора России.

За период осуществления лицензионной деятельности (около 4 лет) органами госгортехнадзора выдано свы­ше 76 тыс. лицензий, из них 6 тыс. — центральным аппаратом. Приостановлено действие 350 лицензий, ан­нулировано 550, в основном из-за изменения органи­зационно-правовой формы или ликвидации предприятия. Направлено 160 уведомлений органам власти и другим заинтересованным органам о приостановке или анну­лировании лицензии. В то же время положение с без­опасностью на предприятиях и приведенные показате­ли свидетельствуют о том, что еще недостаточно эф­фективно используется органами госгортехнадзора такой действенный механизм регулирования, как ли­цензирование.

Техническое состояние производств и их готовность к осуществлению лицензируемых видов деятельности зачастую оцениваются формально. Это приводит к тому, что допускаются к деятельности, связанной с повышенной опасностью, организации, не имеющие от­работанной системы управления безопасностью.

Важный рычаг воздействия на производства по обес­печению промышленной безопасности — контроль за условиями действия лицензий. Однако в настоящее время он работает крайне слабо, так как условия дей­ствия лицензии формируются по шаблону без учета специфики и состояния производства, в общих фра­зах, что затрудняет сам контроль. К тому же инспек­торский состав этому вопросу уделяет крайне мало внимания. А он должен быть главным[9].

Имеются недостатки и в организации лицензирова­ния. Центральный аппарат Госгортехнадзора России до­пускает выдачу лицензий организациям, не получив мнение соответствующего округа о ее деятельности. Нет должной согласованности и взаимодействия меж­ду отраслевыми управлениями при комплексном рас­смотрении материалов, представляемых на получение лицензии, сроки их рассмотрения неоправданно затя­гиваются.

Участились случаи выдачи лицензий округами на виды деятельности, отнесенные к компетенции центрально­го аппарата Госгортехнадзора России (Башкирский, Ир­кутский, Московский городской, Ростовский, Челябин­ский и другие округа). Некоторые округа (Тюменс­кий) пытаются выдавать лицензии на виды деятельности, не предусмотренные Указом Президента и Положе­нием о порядке выдачи специальных разрешений (ли­цензий). Установленный порядок регистрации и про­хождения материалов, представленных для оформле­ния лицензии, не позволяет контролировать сроки рассмотрения материалов и качество оформляемых лицензий, а разработанная форма отчетности по ли­цензионной деятельности не обеспечивает получение достаточной информации от округов.

Перейти на страницу: 1 2