Лицензионная деятельность Гостехнадзора России

С уходом министерств от управления отраслями из­менилась ситуация с разработкой, постановкой на се­рийное производство, закупкой по импорту оборудо­вания для подконтрольных производств, что привело к усилению негативных моментов в этом вопросе.

Медленнее идет обновление выпускаемого оте­чественными производителями оборудования, при­ближение его к аналогам ведущих зарубежных фирм, сокращаются сроки и программы испытаний, а иног­да они вообще не выполнимы из-за отказа предпри­ятий проводить их на своих производствах вследст­вие финансовых затруднений. Слабо участвуют в освоении оборудования для опасных производств предприятия оборонного комплекса. Увеличились закупки оборудования у иностранных фирм, неред­ко приобретается морально устаревшая продукция, не отвечающая российским нормам безопасности. В этих условиях роль Госгортехнадзора России долж­на возрастать. Необходимо упорядочить разреши­тельную деятельность, привести ее к единству тре­бований, обеспечить централизованный учет и ре­гистрацию выданных разрешений, использовать для этого единые бланки.

Становление сертификации также требует опреде­ленных корректив в разрешительной деятельности, осо­бенно во взаимодействии с Госстандартом, министер­ствами и ведомствами, с учетом положений, изложен­ных в Законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Второй год ведется работа по внедрению проце­дуры декларирования безопасности для организаций, имеющих опасные промышленные объекты. Цель декларации — заставить собственника, руководите­ля организации оценить имеющиеся опасности, риск их проявления, составить сценарии развития возмож­ных аварий и их последствий, сопоставить имеющие­ся меры защиты и противодействия с необходимыми и определить план действий по снижению опасности объектов.

Согласно совместному приказу Госгортехнадзора России и МЧС России (от 04.04.96 № 222/59) утверж­ден «Перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию в 1997 году». В него включены 210 предприятий, в том числе различных отраслей химии — 50, нефтебазы — 44, аммиачно-холодильные уста­новки — 46, водоканалы со складами хлора — 56, шламонакопители отходов — 14.[7]

В первом полугодии 1997 г. в Госгортехнадзор Рос­сии поступило только шесть деклараций, из них одна без экспертного заключения (направлена на эксперти­зу в Центр «Хлорбезопасность»). Низкая активность подачи деклараций отмечалась и а 1996 г. Видимо, уп­равления и округа работают недостаточно настойчиво в этом направлении. Есть и другие причины, а именно — финансовые трудности предприятий, заключающи­еся в том, что при размещении заказа на разработку декларации безопасности в специализированной орга­низации необходимо внести предоплату за ее разра­ботку, что не всегда представляется возможным. Не­совершенна и методическая база о порядке разработ­ки деклараций безопасности и их экспертизы. Это подтверждает и анализ содержания поступающих дек­лараций и качество экспертных заключений. Пути ре­шения проблем, связанных с декларированием безопас­ности производств, видятся в приложении совместно с МЧС России усилий, направленных на совершенство­вание методической базы, и во внедрении механизма, стимулирующего предприятия к декларированию про­изводств. К этой работе следует подключиться и НТЦ «Промышленная безопасность», надо изыскивать сред­ства в министерствах, на предприятиях.

Перейти на страницу: 1 2