Психологическая готовность к инновациям на предприятии

По последним исследованиям подготовленность персонала к внедрению инноваций составляет 80 процентов успеха, в то время как отсутствие правильного восприятия таковых приводит к полному провалу нововведений. Тема инноваций поднимает целый веер проблем, решения которых относятся к области психологии труда. Это проблемы отбора креативных, творчески мыслящих, разносторонне развитых сотрудников – для выработки идеи; создание команд компетентных исследователей на стадии испытания нового продукта; проблемы обучения персонала новым технологиям; создания потребительского спроса на инновационный продукт. Анализ мировой практики нововведений показывает, что существуют проблемы выработки нового стиля руководства, сопротивление изменениям «на местах», проблемы переобучения профессионалов. Не смотря на актуальность, данная тема является мало исследованной именно с точки зрения психологии.

Ключом к пониманию этих проблем, причин их возникновения и выработке решений становится изучение особенностей психологической готовности к инновациям, или инновационной готовности, (далее эти понятия используются как синонимы) участников инновационного процесса.

Понятие психологической готовности разрабатывалось в трудах различных исследователей: Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.Д. Ганюшкина, А.А. Деркача, А.С. Мельничук, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Понукалина, С.А. Николенко, Р.Г. Шакировой, А.П. Авдеевой, А.К. Марковой, Е.Л. Хиллгард. Это комплексное понятие, которое определяет общее отношение человека, его психологическую настроенность, установку к определенному способу выполнения действия в наличных условиях; психологическая готовность представляет собой систему взаимосвязанных компонентов. Разные исследователи выделяют различные компоненты; мы, вслед за исследователем Лопатиной А.А., находим целесообразным выделить 3 блока:

1 мотивационно-волевой – включает в себя особенности мотивации и волевой регуляции;

2 операционально-мыслительный – знания, владение способами и приемами профессиональной деятельности;

3 субъектно-образный – образ ситуации профессиональной деятельности, образ себя в ситуации, оценочный компонент.

Использование термина «инновационная готовность» кажется нам наиболее оправданным. Зарубежные исследователи рассматривают также феномен «психологического сопротивления изменениям». Однако это термин «негативный»: ведь «сопротивление нововведениям» – то, от чего необходимо избавляться. Нам кажется более целесообразным позитивный подход: инновационная готовность – это то, что необходимо и возможно формировать у участников инновационного процесса. Также некоторыми исследователями рассматривается термин «инновационный потенциал» (например, в исследовании Глотовой Е.Е.) понимаемый как сумма характеристик личности, выражающаяся в желании совершенствовать свою деятельность, стремление к новому. Данный термин, тем не менее, содержит намек на некоторую «пассивность»: сумма характеристик личности - то, что уже имеется, задано; в отличие от термина «инновационная готовность» он не отражает динамической характеристики.

Перейти на страницу: 1 2