Планирование риска

Целью снижения негативных последствий рисковых решений на предприятии целесообразно создавать фонды риска. Снижение убытков можно обеспечить путем страхования. В бизнес-плане разрабатываются такие меры, создается инновационный фонд, куда предприятие каждый месяц производит отчисления. При реализации инновационных проектов предприятие получает необходимые суммы. Отчисления в инновационный фонд для государственный предприятий являются обязательными. Предприятия других форм собственности могут участвовать в его создании. В экономической теории выделяют следующие виды рисков:

1. риск предпринимателя (заемщика);

2. риск кредитора;

3. риск снижения прибыли.

В зависимости от источников возникновения рисков и возможности их устранения существует следующая классификация:

риски системные (рыночные);

риски несистемные (диверсифицируемые).

Тот риск, который может быть устранен в рамках одного экономического цикла посредством инновационной диверсификации можно назвать несистемным. Он может вызываться такими событиями как отсутствие инвестиций, влияние конкурентов. Эти события специфичны для отдельных предприятий и их влияние может быть устранено за счет этого.

При вложении капитала в предприятие риск учитывается за счет коэффициента дисконтирования рассчитываемого по формуле:

Д = Ди + Р / 100, (21)

где Д – коэффициент дисконтирования

Ди - коэффициент дисконтирования без учета риска инвестиций

Р – поправка на риск

Величину «Р» по отдельным направлениям вложения капитала можно определить статистическим методом, путем анализа и оценки потерь инвестиций в отчетном периоде. Расчет поправки определяется по установленной шкале. Всю систему рисков сводят к следующим видам:

1) производственный риск – вызывает:

- недостатки снабжения;

- задержки поставок сырья;

- снижение объемов производства и отраслей – поставщиков;

- материальное обеспечение.

2) коммерческий риск делят на:

- рыночный риск;

- маркетинговый риск;

- торговый риск.

Риск сдерживания спроса на производство продукции связан с ухудшением финансового состояния ее потребителя, недостатком оборотного капитала, сокращением объемов производства на товары народного потребления – со снижением платежеспособного спроса, ростом цен в связи с инфляцией, на другие товары – с изменением налоговой и таможенной политики, ростом цен на энергоносители в условиях энергоемкого производства, с просчетами в маркетинговой стратегии.

3) финансовый риск, связанный с недостатком собственных оборотных средств, длительностью нахождения средств в расчетах, отсутствием независимой оценки кредитного обеспечения как гарантии для предоставления ссуд, длительностью технологического цикла при невозможности авансирования производственными потребителями, длительностью отвлечения оборотных средств в расчетах.

4) риски связанные с поведением конкурентов, возникающие в следствии:

- снижения цен конкурентами;

- увеличения объемов производства конкурентами;

- освоение конкурентами новых видов продукции;

- появление новых конкурентов.

Для снижения этих рисков предприятие расширяет маркетинговые исследования и прогнозирует поведение основных конкурентов, учитывая их достижения.

5) инновационный риск, связанный с эффективностью нововведения. При выборе оптимального для кредитования проекта из числа альтернативных применяются следующие критерии оценки:

- получение необходимых гарантий (залога);

Перейти на страницу: 1 2 3