Особенности управления в российских компаниях с государственным участием

В начале нового тысячелетия корпоративное управление стало одной из центральных областей хозяйственных отношений. Поскольку во многих странах государство является крупным субъектом экономики, проблематика корпоративного управления естественным образом затрагивает и предприятия с государственным участием. Подтверждая эту логику, Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР), один из основных «законодателей мод» в сфере корпоративного управления, выпустила в 2005 году документ под названием «Руководство по корпоративному управлению государственных предприятий».

В последние несколько лет очевидно усиление роли российского государства в качестве хозяйственного субъекта и корпоративного собственника. Данная тенденция оценивается обществом двояко. С одной стороны, многие усматривают здесь, если не торжество справедливости, понимаемое, например, как возврат «законному владельцу» неправедно отчужденного имущества, то что-то похожее на преддверие такого торжества. С другой стороны, часты упреки в отказе от рыночной экономики, ущемлении свобод и даже в создании «нового класса олигархов-чиновников». При этом обе оценки сопровождаются справедливыми обвинениями в, мягко говоря, непрозрачности процессов смены собственника.

Все это придает особую важность проблематике корпоративного управления в российских государственных компаниях.

Безусловно, совершенствование корпоративного управления - системы экономико-юридических взаимоотношений между акционерами, исполнительными органами и другими заинтересованными лицами компании - важно само по себе, без привязки к указанным «политическим» моментам. Но если в других странах для обоснования необходимости улучшения корпоративного управления в компаниях с государственным участием достаточно организационно-экономических мотивов, то в России неустойчивость отношений собственности и «переходность» современного исторического периода, придает рассматриваемому вопросу также и политическую окраску.

Действия (или бездействие) правительства в вопросах корпоративного управления в компаниях с государственным участием являются индикатором объективнее, нежели телевизионные заявления и печатные прокламации, показывающим какие цели действительно преследует государство и его представители, действующие в качестве хозяйствующих субъектов.

Нынешнее состояние корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России нельзя признать удовлетворительным.

Хотя Кодекс корпоративного поведения – документ, содержащий рекомендации по организации корпоративного управления в российских компаниях - принимался по инициативе государства в лице ФСФР, был одобрен протоколом Правительства РФ, компании с государственным участием в большинстве своем не применяют к себе его рекомендации.

Положительные подвижки крупных (публичных) акционерных обществ с государственным участием в развитии корпоративного управления объясняются «собственным пониманием» руководства (но, как правило, не совета директоров) предприятия важности института и необходимостью выполнять обязательные условия допуска ценных бумаг к торговле на российских и иностранных биржах.

Единой и четкой государственной политики развития института корпоративного управления в «подведомственных» компаниях не просматривается.