Основные выводы и предложения по совершенствованию управления компаниями с государственным участием

· Государство должно четко определять цели (как коммерческие, так и не коммерческие, если последние ставятся) предприятий с государственным участием, которые должны быть ранжированы в соответствии с их приоритетностью. Расходы на выполнение некоммерческих целей должны рассчитываться. Данная информация должна быть доступна публике, например, через соответствующие публикации на сайтах компаний в Интернете и в годовых отчетах.

· На Интернет сайтах и в годовых отчетах компаний с государственным участием должна публиковаться информация об организационной структуре, включая структуру управления и структуру владения любыми по размеру долями в других компаниях. Данная информация должна сопровождаться публикацией соответствующих внутренних документов, в частности решений исполнительных органов компаний (со ссылкой на соответствующие решения правительства) о приобретении долей в других компаниях (учреждении дочерних компаний), содержащих обоснования таких решений.

· В годовых отчетах компаний с государственным участием должна в обязательном порядке публиковаться информация о совокупных объемах вознаграждений правления и (отдельно) совета директоров, включая бонусные и прочие нерегулярные выплаты.

Вопросы совершенствования корпоративного управления в компаниях с государственным участием выходят за рамки узко-хозяйственных отношений, не сводятся к только повышению эффективности контролируемого государством бизнеса. Государство должно показывать пример надлежащей организации корпоративного управления, соответствовать хотя бы выработанным им самим принципам и стандартам. Пренебрежение ими снижает стимулы к совершенствованию корпоративного управления в частных компаниях, негативно влияет на развитие экономики в целом. Кроме того, чрезмерная закрытость и непрозрачность организации государственного бизнеса ведет к росту общественного недоверия, а ведь именно исчезновение веры в государство являлось, по мнению ряда историков, причиной всех политических потрясений в России в 20-м веке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нынешнее состояние корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России нельзя признать удовлетворительным.

Хотя Кодекс корпоративного поведения – документ, содержащий рекомендации по организации корпоративного управления в российских компаниях - принимался по инициативе государства в лице ФСФР, был одобрен протоколом Правительства РФ, компании с государственным участием в большинстве своем не применяют к себе его рекомендации

Интенсивное развитие корпоративной структуры компании, направленное на реализацию программы реформирования, привело к тому, что сегодня об ОАО "РЖД" все чаще говорится не как о компании, а как о холдинге "Российские железные дороги". В отсутствии законодательно закрепленного понятия холдинга Компания определила его для себя следующим образом: холдинг "РЖД" - это компания, включающая в себя основное общество (собственно ОАО "РЖД") и группу его дочерних и зависимых обществ, связанных имущественными и договорными отношениями, едиными стратегическими целями развития и корпоративными ценностями.

Ключевой задачей в сфере корпоративного строительства на период до 2015 года будет являться развитие оптимальной диверсифицированной организационной структуры холдинга, обеспечивающей эффективное управление входящими в его состав юридическими лицами.

Перейти на страницу: 1 2