Организация и управление оборотными средствами

- времени, необходимого для выгрузки, приемки, складирования поступившего сырья и подготовки его к производству (подготовительный запас);

- времени нахождения сырья на складе в качестве складского запаса (текущий запас);

- времени нахождения сырья на складе в виде страхового запаса (гарантийный запас).

Транспортный запас необходим потому, что время движения платежных документов и грузов не совпадает. Размер транспортного запаса равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья в организацию. Его величина рассчитывается методом прямого счета или аналитическим методом.

Метод прямого счета применяется при незначительной номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков.

При большом числе поставщиков и значительной номенклатуре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом. Для этого из данных бухгалтерского учета за прошлый год берутся остатки товарно-материальных ценностей в пути на начало каждого квартала за минусом стоимости ресурсов, задержавшихся в пути сверх установленных сроков.

Средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути определяется по формуле:

ОСср = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4)/4;

где ОСср - средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути;

ОС1 - ОС4 - остатки оплаченных материальных ценностей в пути на начало квартала за отчетный период;

4 - количество принятых к расчету квартальных остатков.

На основе исчисленного среднего остатка материальных ценностей в пути находится фактическое время пребывания средств в транспортном запасе по формуле:

П = ОСср / Зр;

где П — продолжительность нахождения товарно-материальных ценностей в пути в днях;

Зр — однодневный расход товарно-материальных ценностей по смете затрат на производство отчетного периода.

Если же материальные ресурсы поступают к потребителю раньше, чем производится оплата за них, транспортный запас не определяется.

Время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, складирования и лабораторного анализа определяется путем хронометража этих работ в организации или на основе отчетных данных за предшествующий период. Чтобы сократить время разгрузки и складирования материалов, необходимо производить эти работы непрерывно, наиболее полно используя разгрузочные механизмы и внутризаводской транспорт.

Если полученные от поставщиков материалы не могут быть сразу пущены в производство, а требуют предварительной подготовки, то норма подготовительного запаса будет включать время, необходимое для этих операций.

Текущий складской запас определяется в зависимости от частоты поставок: чем чаще прибывают сырье и основные материалы на склад организации, тем меньше должен быть текущий складской запас. Интервалы между поставками устанавливаются на основе договора или исходя из фактических данных за истекшие один-два года. При этом разовые нетипичные поставки сырья и материалов при расчете длительности интервалов не учитываются.

Следует иметь в виду, что у организации запасы одних видов сырья и материалов могут быть максимальными в день получения очередной партии, а запасы других видов сырья и материалов снизятся до минимальных размеров. В связи с этим текущий складской запас сырья и материалов в днях рекомендуется принимать в размере 50%-ной продолжительности интервала между двумя смежными поставками.

В случаях, когда один и тот же материал поставляется разными поставщиками, средний интервал поставки определяется как средневзвешенная величина.

Гарантийный (страховой) запас необходим для того, чтобы удовлетворить потребность организации в сырье и материалах в период возможных перебоев в снабжении, в работе транспорта и при нарушении сроков поставки. Размер страхового запаса в днях рекомендуется устанавливать в пределах до 50% текущего запаса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5