Особенности происхождения российских корпораций

v иностранный капитал (российские отделения ТНК и ГК). Примеры таких корпораций: "Вымпелком", российские холдинги, созданные ABB, Nestle, McDonalds, BBH, Coca Cola. В России данные компании имеют большое число региональных отделений.

1. По типу организации, в которую входят предприятия:

v Международный холдинг. Определяется как акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других зарубежных и отечественных компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.

v Российская метакорпорация. Метакорпорация возникает, когда компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. Существует деление метакорпораций на холдинговые (т.е. основанные на акционерном способе контроля и отношениях собственности) и нехолдинговые (взаимоотношения внутри которых регулируются специальными соглашениями.

v Российская корпорация. На мой взгляд, во-первых, это должно быть акционерным обществом. Во-вторых, это имеющий юридический статус, хозяйствующий субъект, с особой организационной структурой, образованный предприятиями и их объединением, действующий на постоянной основе и несущий ограниченную ответственность. И в-третьих, контрольный пакет акций такой корпорации должен принадлежать российским акционерам.

v Российская малая многопрофильная корпорация. ММК характеризуется рядом признаков: численность работающих не превышает 100 человек; организации действуют, как правило, в рамках одного города или области, т.е. имеют достаточно локальные ресурсные и сбытовые рынки; материнская компания чаще всего сама является малым предприятием, поэтому:

· ММК обладает ограниченными финансовыми ресурсами;

· Владельцы материнской компании руководят ею и одновременно работают менеджерами части подразделений, таким образом, сохраняется единство владения и управления;

· Поскольку численность персонала невелика, а на работу часто принимаются родственники и знакомые, то во многом сохраняется неформальный характер отношений собственников и работников.

· Организационно-правовая форма: чаще всего это ООО или ЗАО, но не ОАО.

3. По отраслевой принадлежности: По данным ЕГРПО на начало 2008 года российские организации и предприятия делились по отраслевой принадлежности в таком соотношении: торговля и общественное питание -38,7% общего количества, сельское хозяйство – 5,0%, промышленность – 10,1%, строительство 8,4%.

Кроме того, само управление российскими корпорациями имеет свои специфические черта. Дадим определение управлению корпорацией и обозначим отличительные особенности российской модели корпоративного управления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4